Играть или не играть?

Играть или не играть?

14.05.2010
Статьи и обзоры Обучение и развитие детей

Игра в жизни каждого человека имеет очень большое значение. Нет такого человека, который никогда в жизни ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Но у игр в одиночестве есть существенный минус - самому себе приз за победу не выдашь. Зато и не проиграешь: А вот в коллективных играх, как правило, всегда предусмотрено поощрение не только самых активных, но и вообще всех участников мероприятия.

Если ребёнок отказывается принимать участие в общих играх?

Причин может быть несколько: стеснение, неуверенность в своих силах, равнодушие, отчужденность, страх перед публикой и т.п. Поэтому очень важно поговорить с ребенком, выявить причину его отказа от коллективной игры. Быть может, ему это просто неинтересно, и он ярко выраженный индивидуалист. Иногда одной беседы с ребенком недостаточно, чтобы выявить его комплексы и подтолкнуть к участию в играх с остальными ребятами. Например, если ребенок умеет писать и читать, можно попросить его заполнить небольшую анкету. Вопросы в ней могут быть примерно такими: твоя любимая игра, кто твой лучший друг, сколько ты хотел бы иметь друзей, какие конкурсы тебе наиболее интересны и т.п. А потом узнать у него, почему он написал тот или иной ответ по пунктам.
Если ребенок хочет принять участие в игре, но ему что-то мешает и он отказывается, можно попробовать написать шуточную доверенность на своё имя и попросить ребёнка расписаться. Этот "документ" будет гласить, что ребенок на определенный срок разрешает вам принимать участие в игре и действовать от его имени. Ребенок же обязуется следить за процессом и имеет право вмешаться или сделать замечание, если ему покажется, что вы неправильно ведёте себя в игре. Принимая таким образом участие в игре с детьми, постарайтесь своим поведением вызвать какие-нибудь эмоции у наблюдающего за вами ребенка, чтобы он захотел вас подправить, подсказать и вывести на правильный путь. Наблюдая за игрой со стороны, не исключено, что сам ребенок захочет действовать в игре от своего лица. Или же поймёт, что ему самому по силам справиться с ролью игрока и в следующий раз рискнет принять участие в мероприятии. Тогда ему обязательно полагается приз, в независимости о того, победил он или нет.
Можно также заключить "соглашение" с ребенком, что сначала вы играете в ту игру, которая нравится ему, а затем вы включаете его в коллективное соревнование. Ведь именно в играх с большим количеством участников формируется командный дух и здоровое соперничество. Лучше всего приучать ребёнка к коллективным играм с самого раннего детства, чтобы избежать его стеснительности и обособленности в будущем. Спросите у ребенка, какая его самая любимая игра, в которую он играет в одиночестве, а затем переделайте правила, чтобы требовалось несколько игроков. И пусть все игроки получат призы за участие в новой, экспериментальной версии игры, названной в честь того, кому она больше всех нравится. Человек - существо социальное. Ему необходимо общаться и развиваться.

Давайте будем вместе играть, привлекать новых участников и побеждать!

М. Кулакова
Источник: "Игра и дети" журнал №8-2009