Отельный бизнес в 2016 году развивался неравномерно

Отельный бизнес в 2016 году развивался неравномерно

10.05.2017
Новости

Результаты работы сети отелей HELIOPARK Hotels & Resorts в 2016 году продемонстрировали неравномерность развития различных направлений отельного бизнеса. Сегмент курортных отелей лидирует по увеличению загрузки номерного фонда (Occ) и росту дохода на доступный номер в день (RevPar), при этом рост средней цены за номер максимален в загородных отелях.

Загородные отели

  • Occ (заполняемость номерного фонда) увеличилась с 47% в 2015 году до 52% в 2016-м, показав, таким образом, 5-процентное увеличение.
  • ADR (средняя цена за номер) увеличилась на 16% (с 3015 рублей в 2015 году до 3519 рублей в 2016 году).
  • RevPar (доход на доступный номер в день) вырос с 1504 до 1897 рублей (+26%).

Интерес к отдыху в загородных отелях со стороны жителей мегаполисов стабилен и демонстрирует тенденции к росту. В 2016 году на загородном направлении наблюдался рост как показателей загрузки, так и среднего тарифа.

На сегодняшний день можно сказать, что рынок загородного отдыха вполне сформировался, новые игроки появляются все реже, действующие отели идут по пути специализации своих услуг и поиска собственной целевой аудитории.

«В наших загородных отелях специализация полностью определена, — комментирует директор по продажам HELIOPARK Group Анна Клионская. — Каждый из них ориентирован на определенного гостя и предлагает соответствующий спектр услуг — туристический, оздоровительный, семейный, ориентированный на MICE-сегмент и т.п. Это позволяет диверсифицировать загрузку, поддерживая ее уровень на протяжении года на стабильном уровне. Внедренная нами в прошлом году система динамического тарифа показала себя наиболее успешно именно на загородном направлении. Оно наиболее подвержено колебаниям загрузки, в том числе связанным не только с прогнозируемыми перепадами спроса (весна/осень), но и с кризисными — например, с неблагоприятными погодными условиями. В этом случае применение flexible price позволяет удерживать доходность отеля на запланированном уровне».

Городские отели

  • Occ уменьшилась с 57% до 51%.
  • ADR снизилась в среднем на 1% — с 4038 до 4034 рублей.
  • RevPar снизился с 2298 до 2079 рублей.

Городские отели все еще испытывают последствия кризиса 2014 года, когда объем деловых поездок упал на 5-7% и многие компании сократили затраты на проведение корпоративных мероприятий — тренингов и семинаров.

«Несмотря на сокращение потока бизнес-туризма, в 2016 году нам удалось нивелировать колебания загрузки, — рассказывает генеральный менеджер отеля HELIOPARK Residence Павел Антропов, — в том числе в традиционно „проблемные“ для городского отеля выходные дни. Мы акцентировали внимание на развитии банкетных предложений для жителей города: создали уникальную услугу для молодожёнов, предложив возможность провести церемонию бракосочетания на крыше отеля. Наш HELIO SPA востребован круглогодично и пользуется большой популярностью как у жителей города, так и у его гостей».

2016 год ознаменовался для отеля HELIOPARK Residence присвоением Гран-при ежегодной премии «Лучший отель Пензы». Кроме того, отель победил в номинациях «Комфортная резиденция» и «Лучший SPA».

Курортные отели

  • Occ выросла за год с 41% в 2105-м до 55% в 2016 году (+14%)
  • ADR приросла на 13%, изменившись с 4442 рублей в 2015 году до 5024 рублей в прошлом.
  • Рост RevPar составил 33%, увеличившись с 2160 до 2873 рублей.

В 2016 году курортный отель HELIOPARK Nebug под Туапсе показал рекордные результаты — как по загрузке, так и по размеру среднего тарифа на номер (ADR). Объективно этому способствовала политическая ситуация и ограничения на выезд в традиционные для отдыха россиян Турцию и Египет. Однако целиком объяснить успехи отеля лишь благоприятными внешними факторами нельзя.

«Прирост показателя ADR на 13% по сравнению с предыдущим годом обусловлен ростом загрузки — так работает динамический тариф, внедренный в отелях нашей сети в 2015 году, — подтверждает генеральный менеджер отеля HELIOPARK Nebug Сергей Лютый. — В течение операционного года отель активно продвигал свои услуги не только на рынке курортного отдыха, который носит сезонный характер, но и усиленно развивал предложение для жителей соседних городов — Туапсе, Краснодара, Сочи. В низкий сезон были организованы и проведены ряд крупных конференций, разработано свадебное предложение и услуги кейтеринга. Ресторан „Сорренто“ за счет обновления меню и внедрения ряда удачных операционных решений стал по-настоящему знаковым местом для региона и вполне может считаться одним из лучших ресторанов Краснодарского края».

Таким образом, средняя рентабельность (EBITDA) гостиниц сети отелей HELIOPARK Hotels & Resorts составила в 2016 году 24%, достигая 33% в городском сегменте. Рост RevPar (доход на доступный номер в день) в среднем по сети составил 20%, наибольшую динамику показало курортное направление, здесь прирост составил 33%. Компании удалось повысить суммарную чистую прибыль управляемых отелей на 36%, лидерами здесь стали отели загородного направления.


Компания HELIOPARK образована в 2000 году, является родоначальником развития рынка загородных отелей Московской области. В настоящее время под управлением компании находится 6 отелей различной направленности, среди которых курортные, загородные и городские отели в различных регионах России и в Германии. Суммарный номерной фонд функционирующих объектов составляет более 500 номеров.