В Уфе состоялся консилиум по проблематике псориатического артрита

В Уфе состоялся консилиум по проблематике псориатического артрита

23.05.2019
Новости Здоровье

В Уфе состоялся консилиум «Меняем взгляд на подходы к ведению пациентов с псориатическим артритом», в котором приняли участие ведущие российские эксперты в области ревматологии. В рамках мероприятия специалисты обсудили вопросы эпидемиологии и патогенеза псориатического артрита (ПсА), структурные изменения суставов и позвоночника как фактор, влияющий на подходы к лечению этого заболевания, а также обозначили наиболее эффективные варианты терапии пациентов с ПсА.

ПсА – хроническое воспалительное заболевание, при котором происходит поражение суставов верхних и нижних конечностей и позвоночника, которое сопровождается развитием тяжелых симптомов воспаления, включая боль, скованность движений и необратимые повреждения суставов, что напрямую влияет на тяжесть состояния пациента, включая психологическое функционирование[1,2]. Согласно данным современных исследований, он выявляется примерно у 40% пациентов с псориазом[4].

Заболевание сопровождается снижением качества жизни пациента как в результате прогрессирующего поражения костно-суставного аппарата, так и вследствие псориаза[5]. Кроме того, при псориазе и ПсА отмечается повышенный риск развития таких социально значимых кардиоваскулярных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, артериальная гипертензия, ожирение, сахарный диабет 2-го типа. Все это снижает продолжительность жизни больных псориазом и ПсА в среднем на 5–7 лет, а риск смерти у пациентов с ПсА на 60% выше, чем у здорового населения[5].

«В прошлом псориатический артрит рассматривался как особая разновидность ревматойдного артрита, однако сегодня исследования позволили выявить между ними принципиальные отличия между ввиду доказано разных патогенетических, клинических и визуализационных характеристик. Ключевую роль теперь играет корректная и своевременная диагностика, так как ревматойдный артрит и ПсА требуют разных подходов к терапии, и от постановки верного диагноза на раннем этапе будет зависеть то, насколько удастся облегчить состояние и жизнь пациента», - прокомментировала в ходе своего выступления Татьяна Коротаева, руководитель лаборатории диагностики и инновационных методов лечения псориатического артрита, ведущий научный сотрудник ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой.

Сегодня одной из основных целей терапии ПсА является предотвращение разрушения суставов и, как следствие, избежание инвалидизации. Все чаще с успехом применяется на практике современная группа таргетных генно-инженерных биологических препаратов (ГИБП)[6]. Эти лекарственные средства максимально избирательно воздействуют на причины развития псориатического артрита, обеспечивая их длительный и надежный контроль и деликатно влияя на иммунную систему, что дает возможность достичь максимального возможного эффекта от терапии. Однако, стоит отметить, что ГИБП с разным механизмом действия демонстрируют разную эффективность в терапии ревматоидного артрита и псориатического артрита, что должно обуславливать их дифференцированное применение.

Андрей Куликов, профессор кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, отметил: «При выборе стратегии лечения псориатического артрита важно учитывать не только эффективность проводимой терапии, но и ее стоимость. Минимальные затраты на курс терапии при сопоставимой эффективности препаратов позволяют снизить расходы системы здравоохранения, что улучшает доступность необходимых лекарственных средств для пациентов. Так, результаты фармакоэкономического анализа показывают, что правильный выбор препарата у дополнительного числа бионаивных пациентов, страдающих активным псориатическим артритом, характеризуется максимальной экономией бюджетных средств в размере 419 млн. руб. за первый год лечения на 1001 пациента.»

Ссылки и список литературы

  1. Helliwell PS, Ruderman E. Natural history, prognosis, and Socioeconomic aspects of psoriatic arthritis. Rheum Dis Clin N Am. 2015; 4: 581-591. doi. 10.1016/j.rdc.2015.07.004
  2. Sebbag E, Felten R, Sagez F, Sibilia J, et al. The world-wide burden of musculoskeletal diseases: a systematic analysis of the World Health Organization Burden of Diseases Database. Ann Rheum Dis. 2019;0:1–5. doi:10.1136/annrheumdis-2019-215142.
  3. Ягудина, Р.И., Куликов А. Ю., Серпик В.Г., Логвинюк П.А., Проценко М.В., Голоенко Н.Г., Коротаева Т.В., Жиляев Е.В., Евстигнеева Л.П., Лыткина К.А. Фармакоэкономическая оценка применения секукинумаба как препарата первой линии ГИБП у пациентов с псориатическим артритом // Фармакоэкономика: теория и практика. - 2018. - Т.6, №4. - С. 10-18 DOI: 10.30809/phe.4.2018.3
  4. Egeberg A, Kristensen LE, Thyssen JP. et al. Incedence and prevalence of psoriatic arthritis in Denmark: a nationwide register linkage study. Ann Rheum Dis. 2017;0:1-7.doi:10.1136/annrheumdis-2016-210579.
  5. Michelsen B, Fiane R, Diamantopoulos AP, et al. A comparison of disease burden in rheumatoid arthritis, psoriatic arthritis and axial spondyloarthritis. PLoS One 2015; 10(4): e0123582.
  6. Насонов Е.Л. Новые возможности фармакотерапии иммуновоспалительных ревматических заболеваний: фокус на ингибиторы интерлейкина 17. Научно-практическая ревматология. 2017;55(1):68-86 doi: http://dx.doi.org/10.14412/1995-4484-2017-68-86