Материнство как знак качества. Почему работодателям выгоднее нанимать мам?
Многие женщины воспринимают материнство как крест на своей карьере. Однако, по словам Анны Зырыновой, основательницы проекта SelfMama, HR-директора и со-основателя сервиса по поиску удаленной работы WorkAtHome, работающие мамы имеют большее преимущество у работодателя, чем кандидаты, не имеющие детей. Об этом эксперт рассказала во время своего интервью на YouTube-канале «АНТИхрупкие»
Сейчас во многих западных компаниях есть гендерные квоты, согласно которым не менее 30% управленческих позиций должны занимать женщины. Отсутствие такого тренда в России, по мнению Анны, может в ближайшие десять лет привести к нехватке квалифицированных кадров среди женщин. «Нам всем рассказывают, что самое главное в жизни, – выйти замуж. В нашей культурной традиции считается, что женщина не должна быть амбициозной. Она должна быть скромной, заботливой. Да, это стереотипы, но они есть, и создают такой фоновый шум, за которым женщина не слышит, чего сама на самом деле хочет», – подчеркивает Анна Зырянова. Как следствие многие женщины принижают свои заслуги или вовсе отказываются от самореализации. Во время собеседований я вижу, как девушки озвучивают желаемый уровень дохода извиняющимся тоном в отличие от мужчин, которые уверенно называют конкретную сумму. Стереотипы работают и со стороны работодателя: многие HR-ы готовы платить многодетным работникам-мужчинам большую заработную плату, потому что им «нужно кормить семью». В то время как наличие детей у женщин в этом случае будет считаться скорее поводом для уменьшения размера оплаты труда. И чем выше у женщины уровень образования и рефлексии, тем чаще она будет обесценивать свои достоинства.
Однако, несмотря на стереотипы, материнство сегодня – это своеобразный знак качества для кандидата, как знание английского языка уровня начальной школы в 90-х годах. Современные мамы более стрессоустойчивы, многозадачны и на большее число шагов видят последствия принимаемых решений. «Нашему мозгу все равно, с кем ты училась вести переговоры – с трехлеткой или со сложным клиентом. Да, потребуется настраиваться на разный контекст, но нейронные сети уже научились работать в правильном направлении», – комментирует Анна. Как показывает практика, на позиции управленца будет более компетентен тот сотрудник, у которого есть семья и дети. Такой сотрудник внимателен к другим людям, обладает базовыми навыками эмпатии, строит более длинные траектории последствий принимаемых решений.