Как грамотно говорить комплименты
Многим из нас очень нравится видеть, как близкие, друзья и знакомые поступают соответственно нашим представлениям. Таким людям мы обычно говорим комплименты, поддерживаем теплые отношения с ними, углубляя и развивая эти самые отношения по мере того, как возникает в них необходимость. Лишь некоторые свою доброжелательность воздают в ответ на проявленное внимание и заботу, но чаще всего они принимают дружеское отношение как должное.
Кому не знакома такая картина: муж старается удовлетворить все капризы жены, рассчитывая на ответное внимание, она же и бровью не поведет, чтобы поблагодарить его, сделать ему приятное. Однако стоит мужу сделать что-то не так, как сразу начинаются обиды и упреки, на его голову выливается столько критики и поучений, как надо себя вести, какой он тупой, бесчувственный и не усваивает элементарных вещей. Если у обоих горячие темпераменты, вполне возможно, что все кончится крупной ссорой с мордобоем.
Почему стоит говорить комплименты
Если вы игнорируете желаемое для вас поведение, не проявляя никаких ответных эмоций, типа: «Ах, какой ты молодец!», «Ты отлично понимаешь меня!», «Я просто не знаю, как бы обошлась без твоей помощи!», «Ты мой самый лучший!», – и, выговаривая человеку за его неправильное поведение всеми способами, вплоть до непечатной лексики, вы рискуете нажить себе врага тайного или явного.
В теории изучения поведения излагается правило, созвучное библейскому изречению: «Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали». То есть отношение близких и окружающих вас людей определяется вашим реагированием на них. Действие, вами поощряемое, повторяется намного чаще, чем то, которое игнорируется. Негативное поведение человека, если он стремится привлечь к себе внимание, также будет постоянно проявляться. Это явление известно, как «усиленный возврат».
Следовательно, чтобы получить положительный усиленный возврат, советуем:
- Поощрять хорошие поступки и не скупиться на добрые слова и комплименты.
- Не стараться щедро отругать, сделать выговор или наказать за неприятные для вас поступки.
Одна женщина в разговоре с психологом призналась, что не могла добиться доверительных отношений со своими домашними только потому, что все доброе, что проявлялось по отношению к ней, она воспринимала как нечто собой разумеющееся. Такой подход дал отрицательный результат – с ней стали меньше общаться. После беседы женщина попробовала изменить стиль общения, стала улыбаться и говорить теплые слова на любое позитивное поведение. Сейчас эту семью не узнать – столько любви между ее членами. Каждый ощущает себя социально значимым человеком, незаменимым.
Наверно, каждый помнит такую закономерность: чем больше дарите искренние комплименты, тем больше в ответ получаете добрые слова. Да и мнение о вас разительно меняется – вы и отзывчивые, и умные, и внимательные, и привлекательные.
Многие ошибочно полагают: если открыто выражать свои позитивные чувства собеседнику, тот может зазнаться и перестать оправдывать ваши ожидания на него. Такие люди живут по принципу: лучше подгонять, чем поощрять.
Однако подобная тактика приносит довольно сомнительные плоды. Получив отрицательную реакцию в ответ на свои действия или же просто равнодушие, такие люди испытывают неуверенность в себе, подавленность. У них снижается самооценка, нет стимула к стремлению вперед. Напротив, комплимент и поощрение словно вливают свежие силы и влекут покорять необъятные вершины.
Искусство комплимента
Теперь перейдем к тому, КАК нужно говорить комплименты.
Совет первый: четко себе представьте, каким тоном будете говорить слова. Самый хороший комплимент не окажет желаемого действия, если его произнесете сквозь зубы или с насупленными бровями. То есть вы поняли: ваше лицо должно соответствовать произносимым словам, так как именно благодаря визуальному контакту мы получаем более 90% информации о психологическом состоянии собеседника.
Совет второй: в комплименте говорите не только, ЧТО вам нравится в другом человеке, но и ПОЧЕМУ. Например: «Вы отличный музыкант, потому что вы прекрасно исполняете свои произведения». «У вас классное платье! Оно прекрасно сидит на вашей фигуре».
Совет третий: обращайтесь к человеку по имени. Древние философы хорошо знали, что во всем мире оно является самым сладким звуком. Если вы хотите усилить свои слова, сделать комплимент конкретному собеседнику индивидуально, применяйте данное условие. В примере с комплиментами их можно перефразировать следующим образом: «Александр Петрович, вы отличный музыкант, потому что вы прекрасно исполняете свои произведения». «Оксана, у тебя классное платье! Оно прекрасно сидит на твоей фигуре!».
В деловом разговоре обращение к партнеру по имени позволяет быстрее достичь взаимной договоренности. Используйте данный прием, когда беседа коснется наиболее трудных вопросов, когда вы хотите убедить оппонента согласиться с вами, принять вашу точку зрения или конкретное предложение.
Совет четвертый: не говорите комплименты, если вы рассчитываете что-то получить от вашего собеседника. Вас надолго запишут в категорию льстецов. А у окружающих останутся негативные впечатления, и с вами мало кто захочет сотрудничать.
Совет пятый: не отвечайте одинаковым комплиментом на сделанное вам признание. Например:
- «Лена, у тебя оригинальные часики!»
- «Твои тоже неплохие…»
Это выглядит так, будто вам нечего сказать и вы вынуждены хоть как-то ответить.
Совет шестой: не перегибайте палку в своих выражениях. Например: «Спасибо, что ты дал фотоаппарат, он мне очень пригодился. Кстати, покажи, как вставить пленку – никак не могу разобраться…».
Совет седьмой: научитесь превращать критику в конструктивное высказывание. В разговоре иногда возникает желание покритиковать другого, задеть чувствительную струнку, чтобы подтолкнуть к лучшему поведению или другому варианту решения проблемы. Например, вместо слов: «Ты сшила отвратительное платье», лучше сказать: «Ты прекрасно подобрала цвет материи, верх у тебя хорошо отделан, а вот внизу может, сделаешь по-другому?». То есть сначала ищем положительные моменты и осторожно подводим человека к проблемной части, предлагая способ решения. Критику, начинающуюся с комплимента, люди воспринимают мягче и быстрее соглашаются на предлагаемые изменения.
Совет восьмой: помогите человеку принять комплимент. Говоря комплименты, мы обычно ожидаем увидеть благодарный взгляд собеседника, теплый ответ или скромное молчание. Но как себя вести, если на ваши слова слышите нечто такое, что заставляет вас почувствовать себя неловко и пожалеть о сказанном? Например, вы говорите: «Какие у вас красивые туфли!», а в ответ слышите: «Это старая обувь». Или: «У тебя так чисто в доме», на что следует: «Ерунда, зато на кухне кавардак». И всё в таком духе.
Человек, не умеющий принимать комплименты, как правило, страдает низкой самооценкой, неуверенностью в том, что он действительно хорошо выполнил свою работу. Почти всегда он имеет проблемы в коммуникации. Как поступать в таких случаях? Задайте вопрос сразу после комплимента, чтобы не дать собеседнику унизить себя. Вот пример: «Какой у тебя хороший телефон! Где ты его приобрел?». Обычно люди коротко благодарят и отвечают.
С помощью этого приема вы всегда сможете помочь человеку принять похвалу, для него же общение с вами запомнится как легкое и непринужденное.
Ваше умение искренне говорить комплименты, безусловно, поможет в коммуникациях со всеми людьми достичь взаимной симпатии, на работе даст шанс наладить прочные связи с сотрудниками, приведет к успеху в карьере!
Татьяна Егорова.