Кто такая теща?

Кто такая теща?

16.10.2008
Статьи и обзоры Семья

Среди бесконечных проблем воспитания детей взаимоотношения с бабушкой -- это отдельная песня. Никто не портит вашего ребенка так, как это умудряется сделать ваша теща или свекровь (куда там школе или детскому саду). Нет, правда, ребенок только-только приведенный в чувство и научившийся сам вешать свою одежду в шкафчик, возвращается после выходных от бабушки опять ленивым и разболтанным. И нужно снова втолковывать ему элементарные вещи. Тогда, может, лучше вообще оградить чадо от дурного влияния? А может, наоборот -- посмотреть на все это другими глазами? Ведь сколько внучков выросло в этой стране, и ничего плохого, кроме хорошего о баловавших их бабушках они, как правило, сказать не могут.
Российская привычка прежде начала всякого дела оборачиваться на Запад и пристально глядеть: а как у них там? -- для рассмотрения проблемы взаимоотношений с бабушкой нисколько не годится. Западу неведом институт бабушек; более того, стараясь робко, по-ученически перенять российский опыт, европейцы и американцы все же никак не могут усвоить сути этого явления. Гибкий английский язык даже вобрал в себя русское слово babushka, но толкует его совершенно неверно, в чем легко убедиться, заглянув в словарь. Babushka -- это нисколько не ласковый синоним grandmother, а просто пожилая добрая полная (можно добавить русская) женщина в особым образом повязанном платке. Этим же английским словом обозначается и сам платок. Так что бабушка -- феномен исключительно российский и требует потому бережного к себе отношения, как все то немногое чисто российское, что еще сохранилось. Нынешняя жизнь складывается так, что родители всегда заняты, и потому многократно воспетые то нежные и ласковые, то жесткие и безжалостные женские руки -- первое детское воспоминание всякого настоящего писателя, в типичном случае теперь принадлежат не матери, но бабушке.
Именно бабушка, как правило, -- главный хранитель и ревнитель веры в семье, именно она наставляет младенца на путь образования и культуры и помогает ему совершить на этом пути первые шаги. Бабушка искренне и бурно восторгается самыми небольшими достижениями внука -- ни один родитель не способен на такое проявление чувств. Мало кто из отцов или матерей может, например, выдержать двухчасовой концерт воспитанников младших классов музыкальной школы -- бесконечную череду крахмальных передников, больших бантов, наглаженных брючек, выведенных проборчиков, широко раскрытых от ужаса глаз; немыслимый скрип смычков по струнам, прихрамывающую походку робких пальцев по клавишам, адский хрип, раздающийся из небольшой трубы и пугающий самого веснушчатого исполнителя почти до слез, кукареканье флейты и другие звуки, нисколько не похожие на музыку. Бабушка же, в черном платье, с опалом в золотой оправе на тонкой золотой цепочке, завитая, с небольшим ридикюлем, лак на котором изрезан маленькими, незаметными дальнозоркому пожилому взгляду трещинами, в парадных туфлях, еще сильнее выпячивающих ее и без того неэстетичные "косточки", с носовым платком, засунутым в рукав платья, в чулках со швом, пахнущая каким-то неожиданно резким запахом увядших цветов, с ярко накрашенными губами и суровым выражением на лице, бабушка сидит и слушает, и ждет того одного номера концертной программы, ради которого все эти сборы, ради которого можно терпеть боль в ногах от узких туфель, ради которого интересно, и даже волнительно, слушать других учеников (надо же сравнить и прийти к выводу, что свой играл явно лучше прочих). Когда, наконец, внук берет заключительный аккорд, сумрачное бабушкино лицо разглаживается, глаза начинают сиять, счастье переполняет ее, и она шепотом делится им с окружающими -- по большей части такими же бабушками, напряженно ждущими выступления своих внуков или блаженно отдыхающими от уже пережитого восторга.
Беззаветная преданность бабушек внукам вызывает у родителей этих внуков вполне справедливые опасения. На ум и без того озабоченным множеством неотложных служебных и светских дел родителям приходят разного рода неприятные мысли, как то: "балованные дети не способны к адаптации в агрессивной социальной среде"; "дети, которых кутают, болеют чаще своих закаленных сверстников"; "увлечение сладостями в детском возрасте почти немедленно ведет к развитию кариеса и способствует возникновению диабета" (ряд каждый может продолжить самостоятельно). Все эти соображения выглядят очень убедительно, однако следует все же учесть, что большинство современных бабушек прекрасно осознает вред переедания, необходимость закаливания etc. Конфликты между бабушкой и родителями вроде бы из-за взглядов на воспитание детей на самом деле часто вызваны совершенно иными причинами. Родители (в глубине души сами того не ведая) бывают возмущены вовсе не тем, как влияет бабушка на их чадо, но просто уже тем, что она имеет на него влияние. Поводом же для скандала может послужить все что угодно, это известно всем. И вот уже делаются громче голоса, крепче становятся выражения любви и почтительности, коих удостаивается бабушка, и накопившиеся за рабочий день усталость и нервное напряжение выплескиваются на седую голову гордой и язвительной пожилой женщины, которая нисколько не уступает более молодым родственникам ни в остроте языка, ни в громкости голоса.
Маленький объект педагогических экзерсисов и споров находится тут же и в недоумении смотрит по очереди то на обожаемых родителей, то на родную и любимую бабку. Его мир в серьезном кризисе: он предполагал, что все его родные любят друг друга, а выходит, что нет. Повторение -- мать учения, и если при первых звуках очередной надвигающейся семейной грозы отпрыск удаляется в свои апартаменты со скучным выражением на лице и в дальнейшем не реагирует даже на самые сильные раскаты грома, дело плохо. Надо все время помнить, что зять, плох он или хорош, приходится вашему внуку отцом, а теща, какой бы она ни была, -- бабушкой вашему дитяте. Все это, разумеется, секрет Полишинеля, с течением времени ничуть, впрочем, не теряющий своей актуальности. Наиболее продвинутые родители, знакомые с Эдиповым, анальным, кастрационным и другими комплексами, открытые стараниями Зигмунда Фрейда, беспокоят знакомых психологов разного рода вопросами о будущем душевном здоровье детей, подпавших под чересчур сильное влияние бабушки. Особенно в этом смысле почему-то усердствуют отцы. Психологи терпеливо отвечают, что даже если посмотреть с фрейдистской точки зрения (а вообще-то после Фрейда наука отнюдь не стояла на месте), то отношения бабушки и внука не слишком отличаются от отношений матери и сына, то есть, как правило, не требуют вмешательства. Если же действительно попытаться оценить (хотя бы поверхностно) ситуацию в семье, где родители родителей играют вполне активную роль, то пожалуй, говорят психологи, придется признать, что это роль, скорее, положительная, нежели отрицательная. Например, деятельное участие бабушки в воспитании внука разрушает классический Эдипов комплекс, хотя и создает у него некий новый. Организуется иная оппозиция: не мальчик конкурирует (заведомо безнадежно) с отцом за право владеть матерью, а напротив, бабушка с одной стороны и оба родителя -- с другой борются за право любить его. Далеко идущих обобщений делать, разумеется, не стоит, но одно предположение выдвинуть все же можно: такому ребенку, по всей видимости, в подростковом возрасте будет проще освободиться от подавляющего влияния отца, то есть он раньше начнет действовать как самостоятельная личность. На всякий случай следует уточнить: это предположение и не более.
А если б родители могли понаблюдать, как хороша бабушка с их чадом в их отсутствие! Как она заботлива, какая она ловкая, стирая, готовя, убирая, моя на благо растущего организма. Как бесконечно терпелива она в чтении вечных "Теремков" и "Котов в сапогах". Как настойчива и пунктуальна, давая больному бедняге разного рода врачебные мерзости. Какую бездну остроумия и изобретательности она обнаруживает, заставляя непокорного дитятю проглотить нечто столь же полезное, сколь и неаппетитное. Как она готова ястребом кинуться на другого такого же, как и ее внук, умудренного опытом воина, внезапно открывшего разрушительную силу песка, попадающего в глаза противника. Если бы родители могли за этим пристально и непредвзято понаблюдать, они бы не стали чинить препятствий бабушке, решившей все же надеть на внука меховую шапку вместо шерстяной. В конце концов, шапку на улице можно будет вовсе снять, и это куда как легче, чем заставить отказаться немолодую женщину от убеждений, воспитанных всей ее жизнью. Да и не стоит: никто еще в этой жизни от бабушкиного влияния не умирал. Наоборот, это бабушки раньше всех остальных родственников норовят уйти из нашей жизни.

Сергей Яковлев, Кирилл Звягинцев