Чайлдфри: право не иметь детей или право быть ребёнком?

Чайлдфри: право не иметь детей или право быть ребёнком?

13.11.2009
Статьи и обзоры Подготовка к родам

Без хвастовства и ложного смущения сознаюсь: из моих троих – две трети незапланированные. Более того, моему прекрасному бывшему мужу наличие троих детей никогда не мешало активно читать интернет-сообщество чайлдфри. Как многодетная мать и в прошлом жена многодетного чайлдфри однажды я решила изучить это явление самым тщательным образом.

История
Термин «childfree» (свободный от детей) возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь достаточно насыщена и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, кто-то, возможно, даже испытывает к ним неприязнь, но общими для всех чайлдфри признаками являются отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем как таковым.
История самого слова не совсем неясна. Оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network. В английском языке слово стало частью обыденной речи, среди чайлдфри часто сокращается до «CF».
В России нет официально зарегистрированной организации чайлдфри, между тем, русскоязычное интернет-сообщество чайлдфри насчитывает более полутора тысяч участников. В основном это молодёжь без чётко выраженной аргументации – они просто испытывают неприязнь ко всему, что связано с детьми и деторождением.
Между тем, в европейских государствах с общим ростом уровня жизни подобные умонастроения получают всё большее распространение. Собственно движение childfree можно считать частным проявлением общей тенденции, которую характеризуют выражением middle youth («зрелая юность» или «вечно молодой»). В Британии в конце 90-х так начали называть людей в возрасте 30-45 лет (то есть классический middle age – «зрелые годы»), которые стремятся не идентифицировать себя со стереотипом «те, кому за тридцать».
Традиционному образу людей, начинающих тяготеть к спокойному укладу жизни, заботам о семье, детях, материальном благополучии, «зрелые юноши» противопоставляют новый тип отношения к своему возрасту и жизни в целом. Они воспринимают себя не как старичков, а, скорее, как авангард молодежной культуры и стремятся соответствовать ей своим образом жизни, обликом и способами проведения досуга. Однако они вполне могут совмещать походы в ночные клубы и увлечение экстремальным спортом с возделыванием любимого сада.

Знаменитые чайлдфри:

  • драматург Джордж Бернард Шоу: «Молодость – чудесная вещь. Какое преступление – растрачивать ее на детей!»;
  • актёр Кристофер Уокен: «Я слишком эгоистичен для того, чтобы иметь детей. К тому же у моей жены хватает забот и со мной»;
  • актриса Фаина Раневская: «Семья способна заменить тебе всё. Так что хорошо подумай, что тебе дороже – всё или семья»;
  • балерина Майя Плисецкая (на вопрос, почему у нее нет детей): «Женщин с детьми много, Майя Плисецкая – одна».

Философия
Причины не иметь детей изложены в нескольких простых пунктах. Эти самые «причины» или «правила чайлдфри» существуют в нескольких вариантах – есть русская и английская версия, есть версия с юмором и есть вполне состоятельная аргументация. И именно в силу того, что у меня самой трое детей, я очень хорошо понимаю, о чём говорится в некоторых из этих пунктов. И, может быть, понимаю даже глубже, чем сами чайлдфри.
Википедия даёт следующее определение:
Добровольная бездетность – принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности (речь не идёт о людях, которые бесплодны, откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе).

Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри».
На момент зарождения движения бездетных добровольцев (в 70-е годы прошлого столетия в США) основной мотив отказа от продолжения рода провозглашался как нежелание увеличивать численность населения. «Человек – как основной источник загрязнения и разрушения окружающей среды – не должен размножаться».
Впрочем, этот возвышенный аргумент отошёл на задний план у современных последователей чайлдфри, которые в качестве главных причин отказа от деторождения честно выдвигают прежде всего заботу о собственном комфорте и личностном росте. (Впрочем, положа руку на сердце, кто же из нас не хотел бы комфорта и личного развития? И возможно, противников чайлдфри более всего расстраивают собственные неудачи на этом поприще?)
А любителей осуждать чайлдфри – великое множество, ведь в контексте демографической политики государства люди, добровольно отказывающиеся иметь детей, выглядят ужасающе. Чайлдфри – эгоистичны и не хотят следовать моде в таком деликатном вопросе, как деторождение. Чем больше раздаётся масштабных призывов увеличивать поголовье граждан, тем больше становится тех, кто отказывается в этом процессе участвовать.
Основной лозунг современных русскоязычных чайлдфри кажется на первый взгляд вполне благодушным: «Живи сам и дай жить другим». Однако скрывается за ним довольно разношёрстная компания, отдельные представители которой демонстрируют в суждениях просто чудеса подростковой агрессии! И если зарождалось чайлдфри в развитых странах как движение за свободу выбора взрослых состоявшихся людей, то в нынешнем русскоязычном чайлдфри очень много юношей и девушек, в свои 19 лет призывающих объявить тотальную стерилизацию. И в их устах движение за свободу от детей рискует превратиться в движение за истребление человека вообще.
Впрочем, некоторым людям свойственно впадать в крайности – есть как фанатики-чайлдфри, так и фанатичные родители, забывающие обо всём на свете ради ребёнка. А некрасивые сцены с детскими истериками в общественных местах или вечно плачущий младенец у соседей за стеной, измотанная заботами о детях родственница – такие картины любого человека заставят усомниться в том, что родительское счастье в принципе возможно.

Социология

  • В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованны, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев;
  • Дэвид Фут из Университета Торонто пришел к заключению, что образование женщины в наибольшей мере предопределяет фертильность: чем оно выше, тем меньше вероятность иметь детей;
  • Женщины хотят быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины – ради свободы от работы;
  • Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм;
  • В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространенные причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребенка, отсутствие убедительной причины иметь детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворенность домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей.

Так в чём проблема?
Высшее предназначение…
Дети действительно требуют огромных финансовых, временнЫх, а главное – душевных затрат, и я отчасти понимаю тех, кто добровольно отказывается от деторождения во имя того, чтобы направить высвободившиеся ресурсы на реализацию своего предназначения. В интернет-сообществе childfree нередко обсуждается тема «богоизбранности» его участников, «мы не такие, как все, наша цель не в детях». И можно сказать, что отсутствие детей накладывает на человека даже больше обязательств, чем наличие потомства. Но всем ли суждено стать Майей Плисецкой или Бернардом Шоу?
Буддийский Лама Оле Нидал на встрече в Москве летом 2006-го ответил на вопрос «почему у вас нет детей?». По его словам, решение не иметь детей они принимали вместе с женой, это их осознанный шаг, потому как наличие детей, как выразился Оле, «наверняка бы затруднило нашу с Ханой деятельность». Ламе уже за 70, он полон сил, путешествует по миру и рассказывает людям о буддизме. Я не сомневаюсь, что у такого человека были бы просто сногсшибательные дети, но смогли бы тогда все остальные люди на свете узнать, кто такой лама Оле?

…или банальный эгоизм?
Однако для «рядовых» или начинающих чайлдфри, которые ещё не определились со своим «высшим предназначением», на первый план действительно выходит забота о собственном комфорте и развитии. Пусть речь не идёт о достижении заоблачных высот, но хотя бы об успешном выполнении запланированного: получить образование, открыть своё дело, в конце концов, просто получить максимум удовольствия от жизни. Чем старше становишься, тем меньше хочется этим делиться с кем бы то ни было. И тем более неуместной представляется дополнительная ответственность за ещё одно существо.
Что же заставляет чайлдфри так ненавидеть детей и всё, что с этим связано? Достойны ли чайлдфри сожаления или, напротив, это самые счастливые люди на свете? Попытаемся разобраться в психологии этого явления во второй части статьи.

Екатерина Крушинская