Большая семья

Большая семья

08.12.2009
Статьи и обзоры Планирование семьи

Они привыкли, что их или жалеют, или на них косо смотрят. У этой пары семеро детей, шесть из которых родились дома, без медицинской помощи...
В начале 90-х Юрий Глушенков много зарабатывал. И доходы их с Мариной семьи позволяли снимать трехкомнатную квартиру в Москве на Таганке с видом на Красную площадь. Сейчас у них четырехкомнатная – на окраине Калуги с видом на овраг, а заработки очень скромные. Но Марина и Юра признаются, что ни за что не вернулись бы к прошлой жизни, несмотря на то, что порой еле сводят концы с концами. Сейчас у них большая семья – семеро детей! И только теперь они понимают, что такое – настоящее счастье!

Первенец
Рожать в выходной, тем более в праздник – в России сродни подвигу. Рождество 1993 года стало для семьи Глушенковых незабываемым. Весь срок Марина наблюдалась в респектабельном медицинском центре столицы. После Рождества будущие родители должны были заключить с больницей контракт, чтобы в день родов Марине помогли мэтры акушерства. Но сын Аркаша спутал планы, решив появиться на свет раньше положенного срока.
– Все события я воспринимала, как через пленку, – вспоминает Марина, – вокруг что-то происходит, а от меня ничего не зависит. Мы приехали в роддом, а нам говорят, контракта нет – идите куда хотите. На споры времени не было, и Глушенковы рванули в роддом по месту жительства – но он был закрыт на санитарную обработку.
В еще одной больнице их принял подвыпивший врач, уже начавший отмечать Рождество. В следующем роддоме Юра решил «подружиться» с врачом. «Даю ему денег – он берет и, успокаивая, выдает коронную фразу: «Да не переживай! Вон у меня сколько этих коровушек мычит», – вспоминает Юрий. – После такой фразы оставлять супругу на этого «весельчака» желания не было».
В итоге вызвали дежурного врача этой больницы, и через три часа Аркаша появился на свет. Недоношенного малыша у мамы забрали, ничего не объясняя. Марина прорыдала всю ночь. Она не сразу узнала, что сынишку отправили в больницу для недоношенных детей. Родители боялись, что малышу нанесут только вред капельницами и антибиотиками, ведь его можно было выходить без медикаментов. Через день Юра отвез Марину домой, а сам нашел белый халат, шапочку и отправился в больницу забирать сына. Там его напугали: у мальчика пневмония, желтуха, держится температура, и взять обратно в больницу малыша не смогут, даже если он будет умирать – нет мест. Отдать ребенка отцу согласились только при условии, что родители подпишут отказ от всяких претензий к врачам. Так и сделали.
Дома Марина и Юра постарались восстановить малышу терморегуляцию. Аркаша поспал ночь, утром родители набрали ванночку ледяной воды и три раза окунули его с головой. Затем пригласили врача неонатолога (специалист по новорожденным), который за двадцать долларов за визит помог им выходить ребенка. Через четыре месяца Аркаша в первый раз улыбнулся родителям.
– Те роды меня сильно подкосили, – вспоминает Марина, – понимаете, до этого в моей жизни все было идеально, я так долго готовилась к рождению Аркадия, а тут вдруг все происходит, как в кошмаре...

Роды дома
Но и после пережитого Марина и Юра не отчаялись и отважились на следующего ребенка. Но решили в этот раз, когда наступят роды, обойтись без посторонней помощи. В конце декабря 1994 года у Глушенковых на свет должен был появиться второй ребенок. В Москве Марина нашла человека, который начал готовить их с Юрой к домашним родам. Первым делом этот врач дал им стоп-лист – список причин, при которых дома нельзя рожать ни при каких обстоятельствах. Затем объяснял, что происходит с организмом женщины и ребенка на каждом этапе, как себя вести, оценивать свое психологическое состояние.
Будущим родителям оставалось только дождаться часа икс и сделать все, как их учили. Когда 20 декабря Марина почувствовала, что процесс родов начался, она пошла гулять, ведь чтобы стимулировать родовую деятельность – нужно больше двигаться.
– Было очень холодно, – вспоминает Марина, – у меня схватки через каждые двадцать минут, а я гуляю по парку! Встречаю наших друзей, они давай расспрашивать, когда я рожать собираюсь, а у меня схватка идет! По мне и сказать было нельзя, что все уже началось… В час ночи 21 декабря в их семье появился Боря.
– Он вышел в воду, я наклонился, держу его под водой, а он раскрывает глаза, и его рот расплывается в улыбке, – рассказывает Юра.
Малыш поел, его завернули в старую Юрину майку, и он спокойно заснул. Марина настолько хорошо себя чувствовала, что день спустя решила сходить в магазин. Спустилась в переход, дошла до магазина на противоположной улице… «На обратном пути мне показалось, что пачка порошка весит тонну, я медленно по стеночке вернулась. Поняла: это сказки, что сразу после родов можно на работу».
Третьи роды Марине пришлось у себя принять самой. В начале августа 1997 года они с Юрой вернулись из путешествия в Крым. Отцу семейства нужно было ехать в командировку. Марина попросила его компаньона довезти ее до больницы, а он застрял в пробке. Она выбежала на улицу, пытаясь поймать машину. Но было поздно... «Залетаю я в квартиру, едва успеваю ополоснуть ванну и налить воды, – вспоминает Марина, – как дочка Валя вылетает из меня пулей! В первые секунды я думала, что она неживая, но та глазки открыла и задышала».

В счастье и в горе
Тихому семейному счастью Глушенковых летом 1998 года пришел конец – грянул дефолт. У Юры начались проблемы с бизнесом: долги, кредиторы. Однажды один «добрый» человек пригрозил тюрьмой. После этого Юра решил спрятать семью в Калуге.
«У нас не осталось ничего: стиральная машина, детские кровати – не удалось вывести даже их! – вспоминает Марина. – Помню то чувство шока: у нас всегда были деньги… И вдруг разом не осталось ничего. Мы успели все попробовать: и роскошь, и бедность. Такую бедность, когда стрясаешь копейки по карманам, покупаешь полкило пшена и сидишь с детьми ешь.
Потом Юра придумал заработок: с детьми они собирали в лесу грибы. Лисички продавали, сыроежки оставляли себе, получалось заработать до шести рублей в день! Четвертую беременность Марина вспоминает как самую голодную. Однако, несмотря ни на что, в 2001 году у них родился здоровый сынишка Глеб. Потом два года спустя на свет появилась Яна. Глушенковы тогда жили в однокомнатной квартире, а Юра работал корреспондентом.
Только в 2005 году губернатор пообещал многодетной семье квартиру. Ее Глушенковы получили накануне рождения дочери Эсфирь. Удивленные сотрудники местного ЗАГСа долго искали это имя в справочнике. А 14 декабря минувшего года на свет появился Миша.
Большая семья умудряется жить на 25 000 рублей в месяц. Глушенковы вместе работают в местной телерадиокомпании «Ника». Юра – на утреннем развлекательном канале, график работы – через сутки. Плюс ведет кулинарную рубрику. А Марина – программу «Планета семья», которая выходит один раз в месяц. Чтобы все успеть, родители подстраховывают друг друга. Да и старшие дети помогают. Бытовые трудности их не пугают, и на вопрос о восьмом ребенке Марина отвечает, уклончиво улыбаясь: «Не скрою, мне иногда хочется нормальной, спокойной жизни, но все же мне интересно жить именно в большой семье, и свой жизненный опыт я ни на что не поменяю».
А Юра добавляет: «У меня не было ни братьев, ни сестер. И всегда хотелось, чтобы детей было много. Марина тоже хотела минимум троих. Наши интересы совпали. Каждый раз кажется – страшно. Но когда рождается новый человечек, ты удивляешься только одному: как же ты жил раньше без него?! Каждая наша беременность незапланированная. И знаете, хочется посмотреть: сколько же у нас будет внуков?»

Татьяна Арестова