Кто такой метросексуал?

Кто такой метросексуал?

20.03.2009
Статьи и обзоры Секс

Наверняка вы уже не раз встречали это диковинное слово — «метросексуал». Быть может, слышали его краем уха по телевизору или видели в журнале краем глаза? И, скорее всего, в голову приходили самые разные ассоциации — гомосексуал, бисексуал, транссексуал… Современная мода внесла в нашу жизнь это довольно оригинальное «мужское» явление. Кто же он и каков — этот экзотический мужчина нового тысячелетия?
Полагаю, многие согласятся с тем, что в мужчине главное — это ум и сила, внешность же — дело второстепенное. И приоритеты эти вне времени, эпохи, моды и т.д. О женской привлекательности во все времена слагали легенды, воспевали ее в стихах; женская красота восхищала и вдохновляла мужчин на подвиги и свершения. Однако мир меняется, рождая новые, порой довольно любопытные явления. Сегодня внимание сильного пола к своей внешности и активная эксплуатация своего имиджа наводит на мысль, что мужская красота стала весьма актуальным понятием.
На протяжении веков сердца дам волновали то рыцари с белокурыми локонами, то напомаженные кавалеры с буклями, то герои-любовники со страниц модных романов или экранов кино. Актуальный образ мужчины «помнит» на своем веку и «хиппи», и «панков», и «металлистов», и «яппи», и «мачо»… Общественность постоянно находится в поиске очередной модной тенденции. И вот теперь, на смену им пришли новые слова и новые мужчины — с измененными понятиями о мужественности, отредактированным кодексом поведения и модернизированным отношением к женщинам.
Метросексуализм как явление родился в динамичной среде шоу-бизнеса, а затем проник в жизнь современного высшего общества и публичных людей. В начале Девид Боуи изображал из себя белого нежного герцога, потом Курт Кобейн надел платье и комбинацию, затем Девид Бекхем вдобавок к сандалиями и педикюру в черных тонах подвел глаза и накрасил губы! И вот уже улицы Лондона и Нью-Йорка наводнили мужчины, способные своей ухоженностью соперничать с породистыми борзыми перед выставкой. Сегодня не только знаменитости вроде Джуда Лоу, Девида Бэкхема, Брэда Питта и Филиппа Старка грешат склонностью к метросексуализму, но и простые граждане мужского пола развитых стран полным ходом превращаются в поклонников этого нового культа. Понятно, то, что происходит у них, довольно быстро приходит и к нам.

Кто же он такой — метросексуал?
Определение понятия «метросексуал» было введено в обиход (наряду с существительным «метросексуальность») в 1994 году британским журналистом Марком Симпсоном. Мистер Симпсон поведал миру, что «типичный метросексуал — молодой мужчина, имеющий достаточно денег и тратящий их на себя». Он живет в крупном городе, регулярно посещает модные дизайнерские магазины, ночные клубы, фитнес-центры и салоны красоты, отлично разбирается в косметике и модной одежде. Свое свободное время этот франт проводит в бесконечных «тусовках», вечеринках, не пропускает премьер и презентаций, ибо для демонстрации своих достоинств постоянно нуждается в зрителях. И многие мужчины узнали в этом описании себя!
Метросексуал определенно заимствует ряд черт женского поведения и образа жизни, однако, его сексуальная ориентация остается традиционной. Согласно утверждению того же мистера Симпсона «он может быть геем, бисексуалом или натуралом, но это не имеет значения. Ведь его настоящей любовью является он сам, и его чувства к себе практически сексуально окрашены. Он выбирает такие профессии, как модель, официант, работник СМИ, поп-музыкант и, в последнее время, спортсмен. Хотя, по правде сказать, их можно встретить везде» («Meet the metrosexual,» Salon.com, 22 июля 2002).
Итак, метросексуал — современный модник. Его характерные черты — нарциссизм, связь с городской культурой потребления и по-новому определяемая сексуальная ориентация.
Самый яркий пример метросексуала — английский футболист Дэвид Бэкхем, не устающий удивлять своих поклонников новыми стрижками, пристрастием к экстравагантным нарядам, серьгами и розовым маникюром. Любая рекламируемая им вещь становится «волшебной приманкой» индустрии моды, будь то темные очки Police, телефоны Vodafone или японская косметика TBC. Дэвиду, кажется, позволено все: он может появиться на публике в индонезийском саронге или сняться в обнаженном виде на обложке журнала «Esquire». Фанаты только больше приходят в восторг! Несмотря на старательно создаваемый образ идеального семьянина, он — кумир и для женщин, и для геев, и для «натуралов», великодушно предоставляющий всем «равные возможности для восхищения» своей персоной.

Денди нашего времени?
Достаточно часто можно слышать рассуждения о том, что метросексуализм — отнюдь не новое явление, а современная интерпретация дендизма, что это просто очередной виток модной спирали в общественной жизни.
«Денди (англ. щеголь) — социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчеркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения» — сообщает словарь. Более полное определение этого уникального культурного феномена дано известным историком моды Ольгой Вайнштейн: «Денди — это лидер моды XIX века, который благодаря холодной харизме, владению техниками тела и дендистским кодексом поведения умеет сделать свой минималистский вкус законом для большинства» (из книги «Денди: мода, литература, стиль жизни.).
Слово «денди» до сих пор сохраняет оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами прошлого. Кто явился создателем канонов мужской элегантности? Среди главных героев этой истории — знаменитый британский денди Джордж Браммелл, французские щеголи граф д’Орсе и Шарль Бодлер, Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескью. Они и им подобные превратили европейский дендизм в определенную культурную традицию, подразумевающую не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения.
Англичанин Джордж Браммелл (1778-1840) считается первым и самым знаменитым денди, британским «премьер-министром элегантности». Он был легендой даже для современников. Главная тайна его магнетического влияния заключалась в особой «холодной харизме»: его язвительно-остроумные ответы мгновенно превращались в анекдоты. Мнение денди как арбитра элегантности считалось законом.
Браммелл создал кодекс дендистского поведения: гордость под маской вежливого цинизма, отточенная холодность обращения, саркастические реплики по поводу вульгарных манер и безвкусных нарядов. Особым «законом денди» стал принцип минимализма: лаконизм высказываний, краткие продуманные появления в свете и минималистский стиль в одежде. Костюм денди отличался, прежде всего, благородной сдержанностью (в противоположность роскоши мужского костюма конца XVIII века, сшитого из ярких цветных тканей и богато украшенного). Что же касается манеры носить вещи, то здесь царила изысканная небрежность: в безупречном костюме нужно было уметь элегантно двигаться и чувствовать себя свободно, тогда возникал «эффект непринужденной грации».
Но можно ли считать метросексуалов современным денди? Провокативное поведение на публике, иронический цинизм, пристальное внимание к стилю и фигуре, холодность, эстетские позы, деланная небрежность, легкая «скользящая» эрудиция — все эти черты истинного денди присущи далеко не многим нынешним эстетам, претендующим на эталон. Они, безусловно, поклонники всего прекрасного, заботятся о своей внешности, посещают косметические салоны, следуют моде, ведут активную светскую жизнь. Многие современные щеголи отличаются тонким вкусом и хорошими манерами. Однако, к сожалению, в современном понимании денди — не более чем стильно одетый человек (в лучшем случае — человек, стиль чувствующий). Такие части философии дендизма, как кодекс поведения, определенная эстетика, образованность и эрудиция, техника тела, авангардизм и свободомыслие, обычно не берутся в расчет. И уж конечно нынешние модники не слишком озабочены вопросами долга и чести, и не станут искать решение своих проблем, к примеру, на дуэли. Потому что не выносят жестких выяснений отношений, считая, что мужчину украшают вовсе не шрамы, а чистка кожи у профессионального косметолога, стильная прическа и свежий маникюр.

Каковы причины возникновения столь «феерического» явления в мире мужчин?
Психологи объясняют популярность подобного способа позиционирования себя таким образом: эмансипация привела к тому, что женщины «зашли» довольно далеко на территорию мужчин, и мужчины, в свою очередь, хотят попасть на территорию женщин, и последовательно ее изучают. Причем, если для людей шоу-бизнеса подобные увлечения являются в большей степени игрой, способом привлечения внимания, то для метросексуалов, не обремененных лаврами славы и общественной популярности, такой стиль жизни является путем самовыражения. Объяснение вполне логичное, но, на мой взгляд, далеко не полное.
С одной стороны, нет ничего противоестественного в том, что мужчины хотят быть привлекательными. Та же история аристократии с ее модой на парики, пудру, локоны, перья, накладные бедра, расшитые драгоценными камнями кафтаны показывает, что стремление украшать себя для мужчин отнюдь не ново. Правда, если в процессе развития общества женщины шли к комфорту (пример — брючные костюмы, отказ от корсетов и нефункциональности в одежде), то в настоящий момент мужчины, полагаю, решили прибегнуть к явным излишествам.
Справедливости ради хочу заметить, что эта склонность к излишествам очень выгодна парфюмерным и косметическим корпорациям, всей индустрии моды и красоты. Ведь благодаря метросексуалам «мужской потребительский рынок» растет и расширяется с каждым годом (те же юбки Готье, разноцветные блузы и пальто, расшитые янтарем — последние предлагаемые «открытия» мира высокой моды — яркий пример).
Таким образом, в лице метросексуала рождается идеальный потребитель эпохи глобального мира: им легко манипулировать, у него нет настоящего смелого индивидуализма, ему не особенно интересно, что происходит в мире и все равно, в какой метрополии жить. Образ метросексуала обычно сопровождают рассказы о полках с парфюмами, перечисления популярных брендов, хождения по салонам красоты и картинки с рафинированными молодыми людьми. С легкой подачи гламурных журналов и модных собраний в человеке культивируется ограниченность эстетического восприятия, недостаток индивидуальности, желание следовать тем готовым рецептам, которые предлагают реклама и «глянец».
Опять же, как всегда, и «cherchez la femme»! С конца прошлого века женщины стали предъявлять новые требования: современный мужчина, наряду с деловой состоятельностью и интеллектом, должен отличаться от своих предшественников определенными чертами, так сказать, женственного типа — верностью, спокойным нравом, увлеченностью детьми, семьей, домом и пр. При этом, иметь детей женщины все же склонны от более мужественных, но соответственно и «проблемных» мужчин. Таким образом, мужчины постоянно оказываются перед дилеммой, и чаще всего, устав от бурного конфликтного сосуществования полов, меняются в сторону, угодную женщинам. Важно также учитывать и факт, что сегодня мы имеем поколение мужчин, в основном воспитанных женщинами: нянями или воспитательницами в детском саду, учительницами в школе… Опять же, мы с вами — образованные, хорошо информированные по всем вопросам мамы и жены — также с «воспитательным уклоном»! Вот так и привыкают многие современные мужчины с мягким характером подстраиваться под женщин. (А после мы сетуем на недостаток мужественности, твердости и прочих черт, которые, собственно, и делают мужчину отличным от женщины.)

Как оценить это явление?
Метросексуалы, без сомнения, яркий общественный феномен, вызывающий довольно противоречивые реакции в обществе. В последнее время и термин довольно быстро распространяется, и само явление получает у нас и в России мощную публичную поддержку. Как же к нему относиться? Коль скоро это не слишком напоминает модификацию истинного дендизма, возможно, это совершенно новое, революционное преобразование «мужского мира»? И чем так раздражает? Может, стоит не так уж агрессивно реагировать, а просто предоставить этому явлению право на существование наравне со всеми кратковременными капризами моды, и даже с юмором взглянуть на все его оригинальные проявления? Давайте посмотрим.
Если просто следовать пути «ухода за собой», получается, что мужчины «думали о красе ногтей» всегда. (Руки многих преуспевающих мужчин — артистов, адвокатов, врачей, политических деятелей — были ухожены, да и не только руки.) Опять же никого не раздражает, а напротив, импонирует образ элегантного современного мужчины, следящего за собой. Но существуют явные различия между метросексуалом и просто следящим за собой мужчиной:
метросексуал будет не просто делать маникюр и полировать ногти, но и покрывать их лаком; метросексуал будет не просто ухаживать за кожей, но и пользоваться декоративной косметикой; в моде он выбирает скорее Armani, чем Gucci, Prada или Cavalli (и не из-за метросексуальности лейбла самого по себе, а из-за дружбы Джорджио Армани с Дэвидом Бекхэмом, иконой метросексуалов); у метросексуала нет собственного стиля — он следует моде, хотя есть вкус и он умеет ориентироваться в тенденциях.
Может быть, дело в том, что гетеросексуалы стали выглядеть, как гомосексуалисты? Но это отнюдь не ново. Даже не обращаясь к древней истории, таких примеров было достаточно на Западе, начиная с 1970-х, мы встречали их в рекламе и кино. Да и геи, выглядящие «натурально», также никогда не были редкостью.
Может быть, новизна заключена в возрасте (20-35 лет)? Но чем они отличаются от «молодых городских профессионалов» — яппи, которые и поныне посещают салоны и делают пластические операции? Разница лишь в жизненных установках: яппи хочет статуса, принадлежности к элите, новой деловой аристократии. Метросексуал — нарцисс и его больше интересует удовлетворение от того, как он выглядит и живет.
Может быть, женственность в мужчине и есть новое-раздражающее? Общаясь с людьми, которые подходят под определение мистера Симпсона, замечаешь общие черты в манере мыслить и действовать. Метросексуалы отдают предпочтение конкретике, а не абстрактным идеям; в большей степени руководствуются чувством и ощущением, чем логическими заключениями; однако хорошо «держат руку на пульсе событий» и весьма прагматичны.
Склонность к самолюбованию, как следствие, порождает многочисленные комплексы. Они не скрывают, а порой даже акцентируют свои слабости, постоянно жалуются на жизнь, демонстрируют преувеличенные эмоциональные реакции («я в шоке» и т.п.), свои моральные проблемы и переживания.
Но женственность в мужчинах — явление далеко не сегодняшнее (первая статья о метросексуалах появилась в «The Independent» 1994 году). Вероятно, в 90-х средства массовой информации просто «проспали» метросексуальность, считая в тот период более важными темы «унисекса» и «распространения нетрадиционной ориентации». Когда «унисекс» исчерпал себя, актуальной стала идея метросексуальности.
И получается, что метросексуал — не столько новомодное явление, сколько реликтовое. Это просто феминизированный щеголь, живущий в наш «исторический период». Его новизна — не в качестве, а в количестве (таких мужчин стало больше). Ничего радикального или революционного в обществе не происходит, и совершенно нет оснований отчаиваться по поводу исчезновения «настоящего мужественного мужчины». Тем более, что метросексуализм не стал тотальным, и, похоже, шансов у него немного.
Когда речь заходит о таком неоднозначном явлении, трудно удержаться от крайностей и резких оценок. У метросексуалов уже сегодня нашлось немало ярых противников. Прежде всего, их обвинили в разрушении мифа о сильном суровом мужчине, которому чужды всякие женские штучки, вроде маникюра или кремов для лица. Позднее даже появился идеологически противоположенный термин — «ретросексуал» — мужчина, придерживающийся традиционных взглядов на отношения с женщинами и мужскую манеру одеваться. А коль имеем термин, значит, присутствует и само явление!
Некоторые социальные психологи утверждают, что проблема гораздо глубже, чем просто модные и косметические инновации в мужской сфере ухода за собой. Главные различия, которые на протяжении веков культивировались обществом, в XXI веке якобы перестают играть решающую роль и, возможно, близится новая эпоха, в которой «войну полов заменит мирное соседство». А сейчас мы просто переживаем, так сказать, «временные трудности перехода».
Еще более оптимистичны в своих прогнозах астрологи, легко все объясняющие естественным движением планет. Оказывается, «стирание граней между традиционным мужским и женским поведением наметилось в 1997-2002 гг. в период нахождения Урана в знаке Водолея. Водолей — бесполый знак, поэтому актуальный мужской образ стал размытым и потерял традиционные мужские черты». Отсюда — стиль «унисекс» — в одежде, аксессуарах, в парфюмерии и т.п. «С вхождением Урана в знак Рыб в марте 2003 года женственность в облике мужчин стала особенно заметной, так как Рыбы — знак женской природы». В моде мы наблюдаем расцвет естественности, загадочности и сдержанности хорошего вкуса. Эти характеристики, применимые к женщинам со знаком «плюс», стали настоящим бичом для мужчин.
И — какими же будут мужчины в XXI веке? «Уран, главный виновник экспериментов с внешностью, будет находиться в знаке Рыб в течение 7 лет (до 2011 года), а затем перейдет в знак Овна, который вынесет на волну всеобщего признания образ мужественного мужчины» (журнал “Зодиак”, №23, 2004).
Что ж, друзья мои, планеты предполагают. Но самое важное то, что свой идеал мужской красоты выбираем мы, женщины. В образе метросексуала довольно много негатива, его любопытно изучить и надо идти дальше. Нам нужна альтернатива, которая лучше бы соответствовала реалиям 2000-х. Поэтому — будущее за женственными женщинами и настоящими мужественными мужчинами!

Наталья Шарко